Бережок - тёплая и дружная компания в Сети

* Наши Дни рождения *

АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.04 18:51. Заголовок: Советы бывалых


Иногда интересно послушать мнение знатоков авторской песни или тех, кто уже довольно хорошо владеет гитарой.
С удовольствием выслушаем советы, мудрые замечания по теме сайта

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 78 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]







Пост N: 329
Откуда: Россия, Анадырь
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.06 10:14. Заголовок: Re:


Между прочим, ни одной не сменили. Ибо, были тогда хрестоматийно бедны. И играли на том, что есть. Это уже потом разбогатели и могли себе на заказ делать...
А у меня вот висит старенькая "Резоната" фирмы "Мюзима" Внутри все высыпалось. А так далеко я не залезаю. А так хочется восстановить...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 758
Откуда: Россия, Магнитогорск
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.08 06:02. Заголовок: Не знаю, быть может ..


Не знаю, быть может не в ту рубрику поместил. На одном из сайтов авторской песни, где я зарегистрирован, размещена вот эта статья. Возможно кому-то это будет интересно и окажет помощь.


В. Кузьменко


Предисловие к песне.

Одной из главных составляющих песни является текст. Это конечно не новость. Но всё же хотелось бы поговорить о прописных истинах, и разговор этот важен скорее для начинающих, нежели добившихся определённого успеха авторов. Хотя, как знать. Стремление написать свою песню само по себе явление трудно объяснимое, и мы не будем касаться первопричин подобного побуждения. С чего начинается песня? Откуда она приходит? – вопросы, не имеющие ответа. И этого мы касаться не будем. Вдохновение и озарение дело тонкое и зависит от многих факторов, например таланта. Я преднамеренно не использую словосочетания величина таланта, поскольку считаю, что талант всего лишь константа. А она, как известно величина постоянная. Измеряться может только степень профессионализма в той или иной области приложения этого таланта. Вот об этом пресловутом профессионализме и хотелось бы поговорить поподробней. Давайте назовём его проще – техника. И так, что я подразумеваю под понятием техника.

Коль скоро мы заговорили о тексте песни, коим может являться стихотворение, то это, прежде всего: максимальное знание языка и владение им; знание элементарных законов стихосложения; чувство ритма и размера; соблюдение единства времени и действия на протяжении всего текста; знание определённых художественных приёмов воздействующих на сознание слушателя и умение использовать их в тексте.

Разговоры о том, что все учились в школе – детский лепет. Проверить свой словарный запас не сложно. Достаточно взять в руки любой толковый словарь, как перед вами откроется реальная картина ваших знаний. И это только мизерная часть из того, что вы должны знать и уметь применять на практике. И так, первая задача заключается в том, чтобы вобрать в себя как можно больше слов. Пишущий человек, прежде всего собиратель слов и словосочетаний, глубоко проникающий в смысловые нюансы, часто возникающие в русском языке и одного конкретного толкования здесь недостаточно. Это не математика, где перемена мест слагаемых не влияет на результат. В языке влияет и ещё как. Попробуйте поменять местами слова в выражении “кровь с молоком”. Ну, и как ощущеньице? Очень наглядный пример. Далее мы плавно перейдём к более глубокому понятию – смысловая нагрузка слова. Вроде всё понятно. Слова призваны обозначать всё, что мы видим вокруг себя – предметы, их характеристики, их состояние и так далее. Но так ли всё просто? Попробуйте закрыть глаза и произнести слово. Сперва существительное. Стол, яблоко. Обратите внимание на то, что вам достаточно произнести слово, как ваше сознание тут же рисует ясную картинку названного предмета. Вот тут мы подходим к очень важному моменту. Слово носитель ассоциаций возникающих в сознании и, что ещё более важно, в подсознании. В соединении существительных с другими частями речи ассоциативная картина способна приходить в движение, в ней могут появляться запахи, звуки, она обретает объём и даже вес. Что же получается? Словом можно рисовать? Выходит, что можно. А раз мы собрались рисовать, то, как минимум, должны знать, что смешивание красок приводит к изменению цвета. Я хочу сказать, что перенасыщение ассоциативного ряда, вызываемого непродуманным соединением слов может привести к так называем, наложениям. В таком случае, ни о какой яркой картинке речи быть не может. Другое дело, когда мы заведомо идём к размыванию определённых понятий, выстраивая метафоричные связи. Но о метафоре мы ещё поговорим позже, а пока о картинке. Самой распространённой, на мой взгляд, ошибкой – втиснуть в текст песни, как можно больше всего – страдают многие барды, молодые в особенности. Складывается впечатление, что у человека больше не будет возможности высказаться. С молодыми это понятно, для зрелых – уже непростительное словоблудие, приводящее к отрицательным результатам. Текст хорошей песни при внимательном рассмотрении прост, не перегружен лишними ассоциациями, рисует точную картину, глубоко метафоричен. В его основе, как правило, лежит одна, но очень важная мысль, раскрытию которой подчинены все используемые автором выразительные средства. И главное, он построен так, что процесс восприятия не “пробуксовывает”. Картинки меняют одна другую в нужной последовательности, не вызывая желания вернуться назад и ещё раз внимательнее прослушать, что же сказал автор. Старайтесь говорить так, чтобы вас не переспрашивали. Находите именно те слова, которые предельно раскрывают суть высказываемой мысли.

Говоря о законах стихосложения, я не отправляю вас в область теоретических исследований. Хотя, по большому счёту, ни кому не помешает подобный экскурс. Вспоминаются слова поэтессы Риммы Казаковой: когда я пишу, я совершенно не задумываюсь над тем хорей это или ямб. В нашем случае, чрезвычайно важно не столько знать каков размер, в котором мы пишем, а строго выдержать этот размер на протяжении всего текста. Если музыка строится при помощи повышающихся и понижающихся звуков и пауз разной длительности, заключённых в определённый темп и размер, то любое стихотворение (читай текст) так же подчинено закону, в котором длительность звучания чередуется с паузами, в совокупности создающими его размер. Что касается песенного стиха – его размер обязательно должен совпадать с мелодическим. Конечно, нет правил без исключений, но лучше не прибегать к сомнительным отступлениям без особых причин. Если подобным действием достигается решение определённой сверхзадачи – другое дело. Почему именно это мне кажется важным? Да всё потому же. Любой сбой ритма (размера) акцентирует внимание и, если он происходит спонтанно, то уводит от основной мысли, затрудняя восприятие. А наша цель – донести мысль в самом что ни на есть чистом виде. Возникающие при этом нарушении скороговорки или безмерные растягивания слов, ко всему прочему – просто не красивы, не говоря уже о том, что очень часто совершенно непонятны слушающему. Ещё одной из распространённых ошибок можно считать сливание рядом стоящих слов. Пример не из бардовской песни, но уж очень нагляден. Песня из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”, вернее вольный перевод. По-моему в четвёртом куплете такая строка: Мать иногда являлась мне. (или что-то в этом роде) В ритмическом варианте первые два слова образуют одно, и звучит это как: Матиногда. Выпадает мягкий знак, а ударение, перепрыгнув на звук “и”, приводит к новому не предусмотренному словообразованию. Или другая строка: И скалилась вечность, на нас ставя пробы. (Э. В.) Рядом располагающиеся звуки “с” приводят к двойному сливанию, образуя слово нанаставя с ударением на второе “а”. Необходимо обращать внимание так же и на то, что принято называть тяготением. В чём заключается эта распространённая во множестве случаев ошибка? Подобные недоразумения происходят в предложениях, где определённые части речи оказываются между двумя не связанными между собой понятиями и по смыслу тяготеют к соседнему.

Вышла из дома. Ночь, тишина.
В сердце истома…

В этом примере отсутствие подлежащего максимально усиливает тяготение между словами вышла и ночь. Или другой пример, в котором текст приобретает не свойственный моменту комизм:

Возбуждённый на просторе,
Я стяну штаны у моря.

Слово стяну имеет два различных значения. В данном контексте сниму, разденусь. Второе значение – украду. И, вроде бы ерунда, а в голове каша. Как мне кажется, оттого, что невнятно определена принадлежность штанов. Если штаны моря, то это некий поэтический образ, если штаны лирического героя – обычное действие раздевания. Даже чётко обозначенное подлежащее не снимает поставленного вопроса. В свете первой строки возникает совсем уже странная эротическая подоплёка происходящего. И даже то, что не с моря, а у моря лирический герой решает стянуть штаны, ни сколько не проливает свет на то, что он этим хотел сказать. Тут вам и наложение и тяготение и прочее, прочее прочее, чего в песне делать нежелательно.

Как ни странно, даже азбучные истины о единстве места и времени, тоже являются нередкой ошибкой. Пример:

Во так теряем что-то вдруг,
Не успевая разглядеть,
И утечёт сквозь пальцы рук,
Толь золотое, то ли медь.
(Пунктуация автора)

Соединение двух глаголов – теряем и утечёт в подобном контексте не правильно. Глагол теряем (Н. В.), глагол утечёт (Б. В.)

…И, свято веря в небеса,
руками разгребаем снег,
на миг поверив в чудеса,
пытаясь отыскать свой след…

Последнее четверостишие того же стихотворения - попробуйте разобрать сами. Я думаю, вам не составит особого труда найти в нём некоторые выше перечисленные ошибки.

Я приношу свои извинения авторам за использование их текстов и привожу их только с той целью, чтобы показать наглядно, как, на мой взгляд, писать не следует, особенно, если, это касается песни.
Что касается художественных приёмов, они известны в некоторой степени всем. Это всевозможные аллитерации, аллегории, усилительные частицы, метафоры, афоризмы, рифмы и т. д.. И владение ими приходит с опытом, с умением внимательно всматриваться в окружающее, в процессе осмысления сути явлений, происходящих рядом. Хорошо напоминать себе чаще то, что искусство не является зеркальным отражением действительности, глубина чужда обобщению и монументализму, глобальность кроется в понимании элементарных, на первый взгляд, вещей. Цель поэта, скорее не познание себя в мире, а познание мира в себе. Только преломлённое в его сознании, это отражение чего-то стоит. И ещё одно правило – никогда не врать, даже лёгкое лукавство рано или поздно предъявит счета к оплате. Но что-то мы ушли от темы. К художественным средствам можно было бы отнести образность, но это, на мой опять же взгляд, суммарный итог удачного применения автором всех возможных приёмов и знаний. Мы чуть выше говорили об объёмности ассоциаций, но думаю, что немногие из вас задумываются о том, что даже буквы иногда могут придавать объём, увеличивать или уменьшать воображаемые объекты. Некоторые слова своим звучанием определяют их размеры. Пиф – что-то маленькое, незначительное. Заменим одну букву. Пуф. Вот вам и объём. Рисуя нужную картинку, не стоит лениться искать необходимых сочетаний звуков в словах, от этого она только выиграет, оживая в сознании.

Очень сильным выразительным средством является метафора. Она возникает на грани смысловых ощущений и придаёт тексту, выражаясь языком живописца, многоплановость, и чем метафора сильнее, тем больше планов выстраивается в перспективе. В чём секрет воздействия метафоры на сознание человека трудно сказать. Но то, что она является одним из главных ключей в наше подсознание это факт неоспоримый и как все сильнодействующие средства может приводить не только к положительным, но и к отрицательным результатам. Помните, мы говорим о песенном тексте, а он непрерывен в своей динамике и нам не на руку на пол пути тормозить восприятие. Очень удачно применение метафоры перед музыкальным проигрышем и в конце текста, когда у слушателя есть время насладиться и вкусом и послевкусием. Так же удачно совмещение афоризма и метафоры в акцентируемых автором местах текста, но это уже высший пилотаж.
И так, давайте стараться писать хорошие тексты к своим песням, тексты претендующие на звание стихов, но всё же тексты для песен. То, что это разные понятия, сомнения нет. Именно поэтому многие гениальные стихи не менее гениальных авторов, к сожалению ни когда не станут хорошими песнями. Не торопитесь заполнить великолепные мелодии фаршем случайных слов. Терпение и труд. Одного таланта мало. Овладевайте техникой и тогда, неразрешимые теперь задачи будут вам, хоть и не легки, но подвластны. И не бойтесь упустить время. Потраченное на выработку профессионализма, оно вернёт вам всё с лихвой.

Верю и знаю, что сказанного мною мало. Но даже этого достаточно в качестве первого толчка к пониманию сложности стоящих перед вами задач. Уверен, что самое непостижимое происходит со словом в соединении с музыкой, но это уже другой разговор и, я надеюсь, его попробует начать кто-то из моих собратьев по песне. Желаю вам удачи и успехов в творчестве.





Если я не мОлодец, то и свинья не красавица. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 49
Откуда: Латвия, Рига
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.08 01:57. Заголовок: Моро Мух пишет: Воз..


Моро Мух пишет:

 цитата:
Возможно кому-то это будет интересно



Спасибо. Очень интересно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 78 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия


Оптимизировано для разрешения экрана 1024х768